Казахстан Су Арнасы
 
Ассоциация предприятий
по водоснабжению
и водоотведению
Республики Казахстан
SU ARNASY - Water Expo
Международная выставка и конференция «Водопользование: действительность, проблемы и перспективы»


29.11.2007
28 ноября 2007 года в Сенате Парламента Республики Казахстан состоялся «Круглый стол» на тему: «Пути повышения эффективности обеспечения качественной питьевой водой населения Республики Казахстан: проблемы, пути решения, перспективы», организованный Комитетом по аграрным вопросам и охране окружающей среды Сената Парламента Республики Казахстан, Аппаратом Сената Парламента Республики Казахстан. Модератором выступил Ищанов Кайрат Кыдрбаевич, председатель Комитета по аграрным вопросам и охране окружающей среды Сената Парламента Республики Казахстан.

Продолжение ниже


Сенат Парламента Республики Казахстан
Қазақстан Республикасы Парламенті Сенатының

Круглый стол на тему «Пути повышения эффективности обеспечения качественной питьевой водой населения Республики Казахстан: проблемы, пути решения, перспективы»
«Қазақстан Республикасының халқын сапалы ауыз сумен қамтамасыз етудің тиімділігін арттыру жолдары: проблемалары, шешу жолдары, перспективалары» атты тақырыпқа өткізген дөңгелек үстел

Кусаинов М. А., Вице-министр экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан
«Решение вопроса обеспечения качественной питьевой воды населения посредством финансирования из бюджета»


Ежегодно в целях обеспечения населения качественной питьевой водой из республиканского бюджета в рамках реализаций Государственной программы развития сельских территорий и отраслевой программы «Питьевые воды» выделяются значительные денежные средства.

Необходимо отметить, что из республиканского бюджета на реализацию проектов по строительству и реконструкцию систем водоснабжения за период с 2003 года предусмотрено более 73 миллиардов тенге. В 2003 году было предусмотрено 6 миллиардов 451 миллион тенге, в 2004 году – 9 миллиардов 271 миллион тенге, в 2005 году – 8 миллиардов 377 миллионов тенге, в 2006 году – 10 миллиардов 486 миллионов тенге, в текущем году предусмотрено 18 миллиардов тенге, на следующий год предусматривается 28 миллиардов 390 миллионов тенге. То есть за эти годы объемы финансирования из республиканского бюджета на строительство и реконструкцию объектов водоснабжения увеличились более чем в 4 раза.

Начиная с 2004 года, в соответствии с Водным и Бюджетным кодексами субсидируется стоимость услуг по подаче питьевой воды из особо важных групповых систем водоснабжения в размере от 10 до 94 процентов от утвержденных антимонопольными органами тарифов, которые являются безальтернативными источниками питьевого водоснабжения.

В республиканском бюджете на 2008 год по бюджетной программе 010 «Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы» на субсидирование стоимости услуг по подаче питьевой воды из особо важных групповых систем водоснабжения, являющихся безальтернативными источниками питьевого водоснабжения предусмотрено 1 миллиард 761 миллион тенге на субсидирование стоимости услуг по подаче питьевой воды по 34 групповым водопроводам с охватом населения более 1 миллиона 605 тысяч человек.

При определении объема субсидирования питьевой воды исходили из следующих норм среднесуточного потребления питьевой воды на душу населения: на селе – 30-40 литров, в городах – 100 литров согласно СНиП Республики Казахстан 4.01-02-2001. Необходимо отметить, что данный вид государственной поддержки не всегда доходит до непосредственного (конечного) водопотребителя, о чем до этого говорил Евгений Иосифович. Так, стоимость услуг групповых водопроводов в Северо-Казахстанской области с учетом субсидий составляет 46 тенге за 1 кубометр подаваемой воды. Вместе с тем организации, подающие воду на местах, имея на балансе только резервуар или водонапорную башню, отпускают населению уже по цене от 75 до 125 тенге за 1 кубометр.

Местные исполнительные органы не принимают должных мер по решению вопросов в этой сфере, поскольку плохо налажен учет водопотребления, тарифы покрывают высокие эксплуатационные расходы, не выделяются средства на проведение ремонтных работ.

При определении высокого тарифа для обеспечения доступа населения к питьевой воде местные исполнительные органы в соответствии с подпунктом 8 статьи 51 Бюджетного кодекса могут и должны субсидировать стоимость услуг по подаче воды.

Необходимо отметить, что проблема существует по субсидированию локальных водопроводов, поскольку в соответствии с действующим законодательством осуществляется субсидирование стоимости услуг по подаче питьевой воды только из особо важных групповых систем водоснабжения, являющихся безальтернативными источниками водоснабжения.

Максимальное обеспечение доступа населения к удешевленной питьевой воде возможно только после изменения порядка и механизма субсидирования стоимости услуг по подаче питьевой воды, предусматривающих удешевление конечной стоимости питьевой воды для населения. Работа по данному направлению Министерством сельского хозяйства уже ведется. Реализация нового порядка потребует изменения норм водного и бюджетного законодательств.

Для совершенствования экономических и финансовых механизмов обеспечения населения питьевой водой полагаем целесообразным проведение следующих работ:

1) совершенствование системы управления инфраструктурой водоснабжения, предусматривающей четкое разделение собственности на средства производства в системе питьевого водоснабжения между Правительством, местными исполнительными органами и негосударственными объединениями водопользователей;
2) создание экономического механизма водопользования на основе совершенствования системы платного водопользования и государственного субсидирования водопользования;
3) поддержка становления организаций на первоначальном этапе, в том числе и негосударственных, занятых обеспечением населения питьевой водой, улучшением ее качества;
4) привлечение дополнительных средств из всех источников финансирования, в том числе использование механизмов государственно-частного партнерства в развитии системы водоснабжения.

Учитывая, что на развитие системы водоснабжения выделяются значительные средства из республиканского и местного бюджетов, необходимо усиление этих расходов на конечный результат.

Сагинтаев Б. А., Председатель Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий
«Вопросы регулирования ценовой политики в обеспечении качественной питьевой водой населения Республики Казахстан»

На сегодняшний день агентством осуществляется регулирование 605 предприятий в сфере водохозяйственных и канализационных систем, из них услуги по питьевому водоснабжению и канализации оказывают 439 субъектов. Следует отметить, что в виду различных схем водоснабжения и объемов водопотребления тарифы на воду в регионах Казахстана различны. Уровень тарифов базовых водоканалов представлены на следующих слайдах, вы можете увидеть.

Действующие тарифы на воду варьируется от 12 тенге (в городе Таразе) до 42 тенге (в Караганде) за кубический метр с НДС. В то же время по результатам исследования Всемирного банка тариф, достаточный для покрытия эксплуатационных затрат большинства инвестиционных потребностей в развивающих странах должен быть на уровне от 50 до 122 тенге.

Действующие тарифы на воду не учитывают расходы на проведение комплексной модернизации, направленной на обновление технологий и повышение качества услуг, так как источник для инвестиций, амортизации прибыли и структуры тарифа занимают незначительную долю. При этом одной из основных причин увеличения тарифов, помимо роста на материальные ресурсы, является повышение расходов на оплату труда. Их доля в тарифах достигает 50 процентов. Такая структура затрат не позволяет водоканалам вкладывать инвестиции в обновление активов. В результате ухудшаются производственные показатели, увеличиваются затраты на оказываемые услуги, снижается производительность труда. Имеющие финансовые средства водоканалы использует лишь на поддержание и ремонт старых систем. В конечном итоге все это приводит к снижению качества оказываемых услуг, параметров надежности при неизменном росте тарифов.

Износ сетей в сфере водоканализационных систем достигает 60-70 процентов, особенно тяжелое положение складывается в малых городах. В результате средний уровень нормативных технических потерь в водохозяйственных системах республики составляет порядка 30-35 процентов, фактически размеры еще выше. Потери в сетях базовых водоканалов представлены на слайде.

В то же время практически у всех водоканалов отсутствует программа развития, направленная на поведение мероприятий по реконструкции и модернизации основных средств снижения потерь в сетях и улучшению качества питьевой воды. В этой связи совершенствование системы тарифного регулирования нами осуществляется направление повышения инвестиционной привлекательности, стимулирование проведения модернизации обновления изношенных производственных активов регулируемых субъектов, в том числе водоканалов.

В этих целях в Закон «О естественных монополиях» включена норма, позволяющая субъектам направлять на реализацию инвестиционных программ недоиспользованную часть затрат, заложенных в утвержденной тарифной смете в результате их оптимизации или применения более эффективных методов и технологий предоставления регулируемых услуг. Разработан механизм утверждения предельных тарифов на средний и долгосрочный период, который позволяет обеспечивать возвратность вкладываемых средств, в том числе за счет сэкономленных средств от операционной деятельности. Единственным условием для утверждения таких тарифов является разработка и реализация инвестиционной программы.

В целях обеспечения бесперебойного снабжения потребителей водой, а также недопущения убыточности деятельности субъектов, установлена возможность в качестве чрезвычайных регулирующих мер оперативно пересматривать уровень при изменении стоимости стратегических товаров. Кроме того, в целях стимулирования вложения инвестиций в обновление активов, повышения качества оказываемых услуг в текущем году агентством проводились совещания с участием представителей водоканалов. По итогам этих совещаний было отмечено, что увеличение тарифов не должно производиться автоматически. Оно должно быть связано с повышением качества предоставляемых услуг, это возможно только при наличии инвестиционных программ.

В свою очередь разработка и реализация инвестиционных программ требует определенного времени. Поэтому мы предлагаем следующую схему. Действующие нормы потерь будут действительны на трехлетний период, по истечению которого их уровень будет снижен, например, на 10-15 процентов. И так будет продолжаться до тех пор, пока уровень потерь не будет соответствовать мировым параметрам. Например, в странах Западной Европы и США средний уровень потерь составляет не более 15 процентов. Уже сегодня эта информация должна стать сигналом для субъектов, чтобы приступить к реализации инвестпрограмм в сжатые сроки. Чем быстрее субъект добьется снижения потерь, тем больше средств останется в его распоряжении.

Предпринятые меры по стимулированию инвестиций, в том числе и за счет оптимизации неэффективных затрат не достигнут должного эффекта без одного временного усиления пакета инвестиционных преференций, предусмотренным законодательством об инвестициях.

Так, например, имеются преференции в виде освобождения от уплаты корпоративного подоходного налога. Однако данная преференция применяется только в отношении вновь создаваемых предприятий, тогда как практически все водоканалы уже являются действующими предприятиями. Возможно применение и других преференций. Кроме того, стоит подумать о применении механизмов государственно-частного партнерства, в том числе концессионных, по передаче в доверительное управление на основе четких контрактных условий и обязательств. Привлечение частных средств в эту отрасль позволит создать опережающий рост качества услуги по сравнению с ростом тарифов. Но до конца проблему водоснабжения не решит.

Отсутствие должного государственного финансирования в деле восстановления сетей рано или поздно отразится в тарифах. В этой связи необходимо рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования из бюджета для обновления активов. Тем более что собственниками большинства водоканалов являются местные исполнительные органы. Положение в сфере водоснабжения усугубляется также отсутствием мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности. Сегодня потребители даже не задумываются об экономии, низкая культура энергопотребления у населения сложилась в результате низких цен на воду.

На слайде № представлены цены на воду в некоторых городах мира. Например, вода для потребителей города Астаны в 2 раза дешевле, чем в Москве и Ереване, в 4 раза, чем в Таллине, я уже не говорю о таких городах развитых стран, как Лондон, Токио и другие. Сегодня оплата потребителями за воду производится исходя из показаний приборов учета или норм потребления воды. По состоянию на 1 ноября текущего года оснащенность республики индивидуальными приборами учета холодной воды составляют 56 процентов (слайд №__). Остальные потребители, у которых нет приборов учета, оплачивают за воду исходя из нормы потребления, что не стимулирует к энергосбережению. Действующая норма потребления не отражает фактического потребляемого населением объема воды. Например, при переходе на оплату за воду с норм потребления на показания приборов для семьи из четырех человек плата при неизменном тарифе снижается практически в 2 раза. Мы проанализировали живые счета, полученные результаты представлены на слайде №__. Например, в городе Алматы платежи снижаются с 646 до 281 в месяц, в Астане практически такой же результат – с 767 до 425 тенге.

В завершение отмечу, что решение проблемы цены и качества услуг водоканалов требуют совершенствования не только механизов тарифного регулирования, но и принятия мер государственной поддержки, позволяющих создать предприятия с достаточными внутренними ресурсами и стимулами к эффективным инвестициям, снижению издержек и улучшению качества питьевой воды.

Белоног А. А., Председатель Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора министерства здравоохранения Республики Казахстан, главный государственный санитарный врач республики
«Проблемы санитарно-гигиенического состояния водных источников»


Обеспечение населения качественной питьевой водой в настоящее время является одной из актуальнейших задач в связи с ростом загрязнения водоисточников, ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки, неудовлетворительным техническим состоянием систем водоснабжения и, как следствие, ростом заболеваемости, обусловленной водным фактором передачи.

Для водообеспечения населения городов, областных и районных центров, поселков в разные годы в стране было построено более двух тысяч водопроводов. Большинство из них функционируют с превышением срока эксплуатации более 30 лет. Это обуславливает частые аварии, что может способствовать вторичному загрязнению питьевой воды, длительные перебои в подаче воды, большие утечки в сети, иногда достигают до 30 процентов затрат.

В республике более 2 миллионов населения используют для питья воду из децентрализованных источников водоснабжения: колодцев, родников, артезианских скважин без разводящих сетей, 2,1 процента населения нашей республики пользуется привозной водой негарантированного качества.

Не на должном уровне обеспеченность объектов водоснабжения обеззараживающими средствами и химическими реагентами, используемыми для водоподготовки воды. Это Южно-Казахстанская, Северо-Казахстанская и Кызылординская области.

Качество поверхностных вод практически по всем крупным водотокам не соответствует стандартам питьевой воды. Основные водные артерии Казахстана продолжают загрязняться трансграничными протоками. Воды Иртыша, Или, Урала, Сырдарьи и других рек, формирующихся на сопредельных территориях, поступают уже загрязненными в нашу республику. Воды реки Урал загрязнены фенолом, реки Иртыш – медью и цинком, бассейн реки Иртыш ежегодно загрязняется сточными водами.

В пределах республики выявлено более 700 потенциальных источников загрязнения подземных вод, из них 241 непосредственно влияют на гидрогеохимическое состояние подземных вод. Наибольшее количество источников загрязнения выявлено в Алматинской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях. Основная масса участков загрязнения подземных вод характеризуется повышением минерализации, увеличением жесткости, сульфатов, хлоридов до значений, превышающих предельно допустимые концентрации.

Загрязнение потребляемой воды может стать причиной тяжелых заболеваний, течение которых зависит от возраста, общего состояния здоровья, гигиенических условий жизни, а также от характера и количества поступающих в организм с питьевой водой микроорганизмов и химических примесей.

Употребление воды с высокой минерализацией и жесткостью, повышенным содержанием хлоридов, сульфатов и других компонентов солевого состава приводит к распространению среди населения мочекаменной и желчекаменной болезней, сердечнососудистых заболеваний, патологии пищеварительной системы, к большому сожалению, эти показатели из года в год растут.

Чрезвычайно важным является предупреждение попадания в источники питьевой воды загрязнений, содержащих патогенные микроорганизмы. Массивное микробное и вирусное загрязнение водоисточников питьевой воды приводит к осложнению эпидемиологической ситуации и обуславливает высокий уровень заболеваемости острыми кишечными инфекциями, вирусными гепатитами и другими инфекциями. Только за последние 10 лет в нашей стране зарегистрирована 31 водная вспышка в шести областях с количеством пострадавших 4380 человек.

Высокие показатели несоответствия водопроводной питьевой воды по бактериологическим показателям отмечаются в Кызылординской, Акмолинской, Южно-Казахстанской областях, что свидетельствует об эпидемиологическом неблагополучии питьевой воды в данных регионах.

Очень серьезная проблема существует с обеспечением питьевой водой сельского населения. В целях улучшения обеспеченности населения питьевой водой и ее качества в соответствии с Государственной программой «Питьевые воды» приняты областные программы. За период реализации отраслевой программы «Питьевые воды» органами Госсанэпиднадзора рассмотрено более 800 отводов земельных участков для строительства объектов, отклонено от согласования 122, проведена экспертиза 1700 проектов строительства и реконструкции, отклонено 267 проектов. Только за последний год за имеющиеся серьезные гигиенические нарушения на объектах водоснабжения наложено 1187 штрафов, приостановлена эксплуатация 112 объектов, 203 материала переданы в прокуратуру.

Главным государственным санитарным врачом Республики Казахстан принято постановление «О проведении смотра готовности объектов водоснабжения к работе в весенне-летних условиях, санитарной очистки и благоустройства территории». Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора на местах проводят еженедельный мониторинг за качеством воды.

Для улучшения обеспечения населения питьевой водой по инициативе Министерства здравоохранения вопросы обеспечения водопроводной питьевой водой введены в рейтинг деятельности акимов территории.

В целях совершенствования нормативной правовой базы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения утвержден ряд законодательных актов, которые зарегистрированы в Государственном реестре нормативных правовых актов. Министерством здравоохранения принимаются меры по модернизации и оснащению современным лабораторным оборудованием существующих лабораторий санитарно-эпидемиологической службы, которые проводят еженедельный выборочный контроль за качеством подаваемой воды населению. Мы считаем, что за обеспечение населения доброкачественной питьевой водой в достаточном количестве ответственны местные органы.

Вместе с тем анализ современного состояния обеспечения населения питьевой водой, химическое и микробиологическое загрязнение источников водоснабжения, ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки требует принятия срочных мер для обеспечения населения страны питьевой водой в необходимом количестве и гарантированного качества.

Мейстер В. В., Первый заместитель акима Костанайской области
«Водохозяйственное строительство и эксплуатация водопроводов: проблемы и пути решения»

Несмотря на принимаемые меры по обеспечению населения питьевой водой, она по-прежнему остается недоступной для большинства сельского населения. Себестоимость питьевого водоснабжения в сельской местности в связи с большой протяженностью водопроводных сетей, низкой плотностью населения и соответственно низким водопотреблением всегда будет значительно выше, чем в городе. Это необходимо учитывать и искать пути водоснабжения сельчан.

В городе Ульме (Германия) централизованное водоснабжение было сооружено в 1380 году. Под фрагментами бывшей крепостной стены и сегодня работает Музей питьевой воды. При изучении правил пользования питьевой водой, действующих несколько столетий, поражает, прежде всего, то, как они доступно изложены и почти не изменились за 6 столетий. Когда экскурсовод с гордостью объяснял, что водоснабжение не прекращалось даже во время многочисленных войн, прошедших через город за 6 столетий, руководитель нашего предприятия сказал мне на ухо: «Попробовали бы они поработать по нашим нормативным документам, и через год у них бы не было централизованного водоснабжения».

До тех пор, пока Агентство по регулированию естественных монополий будет утверждать тарифы на услуги по водоснабжению, не покрывая этих обоснованных затрат, бессмысленно строить новые водоводы, увеличивать финансирование, создавать организации для их обслуживания. Воды не было и не будет, неужели это трудно понять. Это знает каждый ученик. Большинство снабжающих предприятий работают убыточно, они не в состоянии даже выплачивать заработную плату, которая составляет 15-17 тысяч. Видимо, этого оказалось мало. В нормативных документах агентство сначала предусмотрело, а потом инициировало изменения в закон, где определили, что предприятию при отклонении какой-либо статьи затрат тарифной сметы более 5 процентов, вводится компенсирующий тариф. Если тариф не покрывает обоснованных затрат, то отклонение от тарифной сметы неизбежно, предприятия и так уже задыхаются. Зачем их добивать?

Игнорирование реальных условий, в которых приходится работать водоснабжающим предприятиям, привело к печальным результатам. Сотни сел, в которых раньше была вода, централизованное снабжение, находятся без воды. Мы автовозами, тракторами, железнодорожными цистернами возим сегодня воду. Неужели об этом никто не знает? Я очень внимательно прослушал все выступления, у меня создалось впечатление, что и не будет воды. Я не знаю, кому в голову пришла «гениальная» мысль, отнести электроснабжение к конкурентной среде, а водоснабжение к естественным монополиям. Для предприятий водоснабжения это оказалось убийственным решением. Электроэнергия в тарифе составляет 20-25 процентов. Повышение тарифов на электроснабжение приводит к повышению себестоимости водоснабжения. При этом по закону тариф на электроснабжение можно пересматривать хоть каждый месяц, а тариф на водоснабжение – только один раз в год. На практике, по известным вам причинам, тарифы на водоснабжение не пересматривались 1,5 года. Даже те предприятия, которые нам удалось сохранить в сложнейшие 90-е годы, за последние 2 года рухнули. На сегодняшний день они не могут выплачивать заработную плату, не могут платить налоги. Как только у них начали накапливаться долги, налоговые органы сразу заблокировали их счета. Мы теряем последних людей на водоснабжающих предприятиях. Даже эти ставшиеся предприятия прекратили плановые работы.

Чтобы не допустить прекращение водоснабжения, мы вынуждены были водоснабжающим предприятиям покрывать убытки за счет бюджета. Однако внесенные изменения в Бюджетный кодекс лишили нас и этой возможности. В этих условиях некоторые предприятия водоснабжения вынуждены прекратить свою деятельность. Огромное количество сел оказалось вообще без питьевой воды. По Закону «О естественных монополиях» тариф на водоснабжение должен обеспечить безубыточную работу. Если мы не хотим потерять последние предприятия, может быть, пора просто выполнять требования закона, и прекратить практику утверждения тарифов, не покрывающих затрат. В связи с тем, что тариф на воду в сельской местности в любом случае будет всегда очень высоким, что бы мы не говорили и как бы не хотели приравнять потери к Западной Европе, никогда не удастся это сделать, потому что плотность населения очень низкая, протяженность сетей большая, потребление низкое. Поэтому потери на единицу продукции всегда будут выше. Неужели это не понятно?

Необходимо обеспечить субсидирование снабжения. Мне, конечно, могут возразить, что уже внесли кое-какие поправки в закон. К сожалению, эти поправки не решают никаких проблем. Вообще порядок утверждения и введения тарифов – это тема отдельного разговора. Бюрократия сейчас сверх всякой меры. На сегодняшний день это является тормозом не только для текущей деятельности на предприятиях, но и для развития экономики.

Действующий в настоящее время порядок субсидирования питьевого водоснабжения стимулирует строительство дорогостоящих, малоэффективных групповых водоводов, проектирование строительства которых выгодно проектным и подрядным организациям. Это крайне не выгодно для государства населения. Для государства это не выгодно, потому что с помощью только групповых водоводов мы никогда не решим проблему водоснабжения. Сначала тратятся огромные средства на строительство групповых водоводов, потом на их субсидирование, то есть мы на долгие годы включаем затратный механизм. При этом согласно действующим правилам субсидированию подлежат только групповые водоводы, находящиеся в республиканской собственности. Коммунальные и локальные водоводы не субсидируются. Это привело к тому, что все стараются, в том числе и мы, обосновать строительство групповых водоводов, заведомо зная, что такой объект в жизни не окупится. Чем быстрее мы откажемся от предпочтений, которые сегодня даются групповым водоводам в ущерб другим источникам водоснабжения, тем эффективнее будут использованы средства, направляемые на развитие водоснабжающего комплекса.

Главным при выборе источников водоснабжения должна стать себестоимость водоснабжения с учетом капитальных и текущих затрат. Где-то может быть действительно не обойтись без строительства группового водовода, где-то целесообразней будет построить локальный водовод, где-то эффективнее просто пробурить скважину, установить обессоливающую установку, в некоторых маленьких селах, может быть, легче выкопать колодец.

Порядок субсидирования не решает главной проблемы: вода для конечного потребителя остается дорогой и в большинстве случаев – недоступной. Сельский житель не может понять, почему городскому жителю вода поступает прямо в квартиру, а сельчанин должен ее носить за полкилометра, при этом цена воды в несколько, а иногда в десятки раз дороже, чем для городского жителя.

Населению, в принципе, все равно, находится ли водовод в республиканской, областной или районной собственности, групповой водовод или локальный. Для него важны три показателя: качество воды, ее цена, и надежность поставки. Нам обещают, что в 2008 году будут субсидировать также групповые водоводы, находящиеся в коммунальной собственности. Во-первых, это опять полумеры, не решающие проблемы водоснабжения. Во-вторых, в перечень обязательно забудут включить какие-то водоводы. По нашей области, кстати, часть водоводов забыли включить.

Я, например, так и не смог понять, почему некоторые групповые водоводы не включены в перечень для субсидирования на 2008 год, хотя Водный кодекс четко дает определение, что такое групповые водоводы. Почему же не субсидируются локальные водоводы, тем более что себестоимость водоснабжения по ним значительно ниже, чем по групповым, а значит, и средств на субсидирование одного кубометра понадобится меньше?

Мы неоднократно предлагали очень простой порядок субсидирования, когда за основу берется всего два показателя: тарифное водоснабжение по конкретному предприятию и предельная плата для населения, установленная Правительством. Разница между тарифом и установленной платой подлежит субсидированию. Не нужно будет утверждать никаких перечней, в которые всегда закрадываются ошибки. Многократно сократится количество обосновывающих документов. Самое главное, будет достигнута цель субсидирования – снижение платы для конечного потребителя.

Нам говорят, чтобы ввести такой порядок, нужно внести изменения в некоторые законы. В течение последних четырех лет мы написали 17 писем с конкретными предложениями в Правительство, соответствующие министерства, указали, в какие статьи какого закона нужно внести изменения. Неоднократно по этому вопросу я встречался с руководством Комитета по водным ресурсам, Министерством экономики и бюджетного планирования. Никто не оспаривает, что нужно срочно менять порядок субсидирования, при этом никто за четыре года ничего не сделал. Водоводы, строящиеся для сельской местности, в связи с большой протяженностью имеют высокую сметную стоимость. После постановки таких водоводов на баланс обслуживающих предприятий предприятия вынуждены платить налог на имущество, который превышает порой годовой доход этого предприятия, приводит к резкому росту себестоимости водоснабжения. В целях снижения себестоимости водоснабжения по вновь построенным водоводам мы неоднократно вносили предложения в части отмены налога на имущество для предприятий, занимающихся водоснабжением в сельской местности. Я подчеркиваю, это касается только предприятий, занимающихся водоснабжением в сельской местности. Нам отвечают, что действующий Налоговый кодекс предусматривает предоставление инвестиционных налоговых преференций. Но преференции предоставляются лишь в том случае, если водоснабжающие организации проводят реконструкции объектов за счет своих средств. Кто-нибудь из вас видел такую водоснабжающую организацию, которая может за счет прибыли построить водовод? Она ведра купить не может оцинкованного не то, что водопровод построить. Их и не может быть, так как в тарифе, как я уже говорил выше, не учитываются даже текущие затраты. Я не говорю об инвестиционной составляющей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 139 Налогового кодекса порядок и условия преференций определяются законодательством об инвестициях, а пункт 2 статьи 2 Закона «Об инвестициях» гласит, что этот закон не регулируют отношения, связанные с инвестициями из государственного бюджета. Круг замкнулся. Никто не хочет вникать в эту проблему, никто не хочет ее решать. Мы получили по этому вопросу, наверное, ответов десять. Несколько лет назад сенатор Аман заходил к нам. Спросил, что эта за проблема? Все мои коллеги говорят, что проблема с водоснабжением у нас одна и та же. Я предложил: «съездить по округам, посмотрите». Он проехал и убедился, что такая проблема есть. С тех пор он послал несколько депутатских запросов. И получает такие же отписки, только на более высоком уровне, чем мы их получали.

Если поставить на баланс предприятий вновь построенные водоводы, то эти предприятия обанкротятся. Вот и ставят эти водоводы на баланс государственных учреждений. Это сегодня делают все. Теперь вообще никто не платит налоги. Никто толком не обслуживают уже новые водоводы.

В последние годы выделяются значительные средства на строительство и реконструкцию объектов водоснабжения, которые использовались бы более эффективно, если бы трансферты выделялись одной строчкой без расшифровки объектов. Не нужно было бы возить огромный объем документации. Не было бы путаницы с наименованиями объектов. Оперативно решались бы проблемы в ходе строительства.

Например, совсем по-другому поступило Министерство индустрии и торговли, которое в рамках реализации Жилищной программы довело до нас трансферт одной строчкой, область сама формирует перечень объектов. Эффективность освоения средств по строительству инженерных коммуникаций в разы, я подчеркиваю, в разы выше, чем эффективность освоения средств, направляемых на развитие водоснабжения. При выделении трансферта одной строчкой вопрос обеспечения населения питьевой водой встает на первое место. Он будет решаться наиболее оперативно. Вопросы освоения – это уже второе.

В своем выступлении я затронул лишь некоторые проблемы, может быть, процентов 5 или 10, которые сегодня существуют в водоснабжении сельского населения. На самом деле их значительно больше. Проблемы, конечно, могут возникать. Но кто-то же их должен решать оперативно. Видимо, все-таки целесообразно создать какой-то межведомственный орган на правительственном уровне, который бы собирал, обобщал эти вопросы и как-то решал их. Сейчас они не решаются годами (далее смотрите выступление министра Есимова А.С.). В целях стабилизации водоснабжения сельского населения я предложил бы следующее.

Первое. Образовать межведомственный орган по решению проблем водоснабжения.

Второе. Обеспечить безусловное исполнение пункта 1 статьи 15-1 Закона «О естественных монополиях» в части утверждения тарифа на услуги предприятий, обеспечивающих безубыточную работу субъектов естественной монополии.

Третье. Не применять для убыточно работающих предприятий компенсирующий тариф при отклонении от тарифной сметы по отдельным статьям затрат, потому что в общем-то эта норма, прямо скажу, абсурдная.

Четвертое. Разработать и принять порядок субсидирования питьевого водоснабжения, взяв за основу два показателя – тариф на водоснабжение, утвержденный в установленном порядке, и предельная плата, установленная Правительством. Внести необходимые изменения в Бюджетный, Налоговый и Водный кодексы, в правила, в бюджетную классификацию. То, что нужно и в какие статьи вносить, у нас есть, мы неоднократно представляли это во все министерства.

Пятое. Освободить предприятия, занимающиеся водоснабжением в сельской местности, от налога на имущество и землю.

Шестое. Доводить до области трансферты по строительству и реконструкции объектов питьевого водоснабжения одной строчкой без разбивки по объектам.

Седьмое. Предусмотреть выделение целевых трансфертов из республиканского бюджета для оснащения техникой водоснабжающих предприятий.

Предлагаемые мною меры позволят, подчеркиваю, без привлечения дополнительных средств значительно улучшить водоснабжение сельского населения в течение 2-3-х лет, а не в далекой перспективе.

Нуркенов Ж. Е., Генеральный директор ГКП «Астана су арнасы»
«Пути повышения эффективности обеспечения качественной питьевой водой населения города Астаны: проблемы, пути решения, перспективы»

Мы все являемся свидетелями, как бурно развивается столица нашей республики. На сегодня население столицы составляет более 700 тысяч. В следующем году будем отмечать 10-летие переноса столицы. Население выросло более чем в 3 раза. Это является огромной технической нагрузкой на системы инфраструктуры города, как дорог, так и инженерных сетей, водопроводов, канализации, энергоснабжения.

Система водоснабжения города Астаны представляет собой комплекс сложных гидротехнических сооружений, технологически связанные между собой. Как известно, у нас единственный источник – это Вячеславское водохранилище с объемом 410 миллионов кубических метров. К сожалению, до сих пор другого источника нет. Хотя, когда был областной центр, было два источника, водохранилище и река Нура, до 1974 года. До сих пор вопрос демеркуризации не решается.

Министр охраны окружающей среды об этом знает, работает над этим вопросом. Но каждый год мы боимся: будет ли вода в Ишиме, будет ли вода в Вячеславке. Сегодня она есть, а в маловодные годы... 7-8 лет – маловодье, 7-8 лет – половодье, есть закономерные колебания, естественные законы о водных ресурсах.

Как отметил председатель Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, у нас более 60 процентов системы водоснабжения и канализации изношены, они требуют огромного капиталовложения.

Я не могу обижаться в отсутствии внимания со стороны Главы государства, Правительства. Сегодня реализуется японский проект стоимостью 43 миллиарда тенге, на 37 расчетных месяцев, это о чем-то уже говорит. Но это не решает всех проблем. У нас более тысячи километров водопровода, более 600 километров канализации. В проекте заложена замена 100 километров водопровода и 20 километров канализации. То есть отдельным проектом вопросы не решишь, надо решить системно, по примеру программы «Питьевые воды» на 2010 год. Сейчас мы разработали программу до 2015 года по городу Астане. Она утверждена акиматом и маслихатом города. Поэтому надо ежегодно планировать, как в советское время, если нужно менять 5 процентов, надо менять 5 процентов. Причем ежегодно, а не так: в один год 20 процентов, в другой год ничего. Хотел бы обратить внимание на это.

Мне очень понравилось выступление первого заместителя акима Костанайской области. Действительно, непонятно отношение к водоснабжению. Мы оказались в тисках, тарифы нельзя поднимать, а на энергоресурсы поднимаются. Хотя наши тарифы должны подниматься автоматически. Мы напрямую зависимы, у нас в структуре потребления удельный вес затрат на электроэнергию – 30 процентов. Порой бывает, отдельные статьи мы не осваиваем, нам сразу снижают тариф. Но мне, директору, виднее, зачем покупать лишние вещи, я же хочу работать более рентабельно? Хотя, в коммунальном хозяйстве рентабельности никогда не было. Она заложена в тарифе всего 5 процентов, это при 100-процентном сборе денег, чего у нас не бывает.

У меня есть несколько вопросов. Очень много вопросов поднималось. Очень правильно поднимались.

Я скажу о качестве воде. Предприятие работает в двух направлениях. Мы сейчас ведем полную реконструкцию, по японскому проекту и одновременно идет городская программа. Мы планируем полностью обновить системы, как питьевой воды, так и сточных вод. По сточным водам у нас более или менее реализация идет, ликвидация озера Талдыколь, уже построены новые фильтровальная, ультрафиолетовая, насосная станции, новые водоводы, а по питьевой воде мы отстаем. Сегодня мы подаем в сутки 200 тысяч кубометров воды. Если в перспективе, к 2012 году, в городе население достигнет миллиона жителей, нам надо будет до 500 тысяч кубметров, то есть более чем в два раза.

Мы просили бы ускорить, есть поручение Главы государства, определение альтернативного источника использовать Селетинское водохранилище, или же повернуть воду из канала имени Сатпаева. Мы просили бы Правительство, Сенат поддержать нас в этом плане, чтобы Астана не была зависима только от Ишимского (Вячеславского) водохранилища.

В выступлении министра охраны окружающей среды было сказано о создании Евразийского центра воды. Я поддерживаю это, и хотел бы расширить вопрос. В этом центре должен быть крупный аналитический центр. Такой пример есть в Москве, есть ЗАО «Роса», французско-российское объединение. Почему бы нам не взять пример Центр мог бы сделать анализ любой воды. Ведь сегодня в продаже любая вода. В Астане продается 85 видов воды, половина не отвечает требованиям. И она стоит до 550 тенге. А мы куб воды продаем за 23 тенге. Разве мы будет работать прибыльно?

У меня просьба. Опыт Москвы можно применить не только при организации центра воды. Россияне за 10 лет уже построили 3 очистных сооружений. Это в Зеленограде, Южном Бутове и Юго-Западные в Москве. Применили концессию. Почему нам такой закон не принять? Они работают по системе ВОТ – проектируют, строят, эксплуатируют и передают через 10 лет. 70 процентов дохода уходит в Германию, 30 процентов в бюджет, тариф не поднимается в течение 10 лет. Потом передают в эксплуатацию водоканалу. Очень выгодный проект, но дорогостоящий, по 300-400 миллионов евро. Зато прекрасного качества вода.

Другая проблема, которую надо решать. Водоканал полностью зависим от внутридомовых сетей, квартальных. К сожалению, жилищная реформа до конца не доведена до наших кооперативов собственников квартир. Мы воду выдаем с фильтровальной станции нормальную. Доходит до людей, до потребителей ржавая вода или грязная, с запахом, мутная, то есть некомфортная вода. Ее качество не отвечает санитарным нормам и правилам. Поэтому надо ускорить реформу, помочь с заменой внутриквартальных и внутридомовых сетей. Этот вопрос комплексный. Я отвечаю юридически за качество и количество воды, а мы зависим от буферных организаций, как КСК, кооператив собственников квартир.


назад
№12
2023
№11
2023
№ 10
2023
Адрес: г. Астана, пр. Абая, 70А
Тел.: (7172) 52 01 25, (7172) 52 02 54
Сайт: http://kazsu.astanainfo.kz, e-mail: kazsu@astanainfo.kz
Подписной индекс 75523
тираж 1000 экз.