К вопросу сертификации специалистов
В современных условиях развития экономик разных стран намечается, а где-то и развивается устойчивая тенденция к интеграции процессов, затрагивающих рынок труда. Переход к рыночной экономике характеризуется свободным перемещением не только капитала, товаров и услуг, но и рабочей силы, тем самым должна создаваться конкуренция и на внешнем, и на внутреннем рынках,
что в свою очередь обуславливает необходимость подготовки работников, специалистов высокого уровня квалификации, обладающих широкой компетенцией и умением самостоятельно принимать решения.
Повышенные требования к квалификационным уровням специалистов стали проявляться с приходом западных компаний и фирм, они становятся все более сопоставимыми с теми, которые предъявляются в бизнесе в развитых странах. Изменение техники, современных технологий и оборудования, широкое внедрение компьютерной техники и информатизации функции управления процессами требуют соответствующей квалификации работника, высокого уровня знаний, полученных работником как при подготовке к трудовой деятельности, так и в процессе производственного обучения.
Требования к выполнению работниками трудовых функций и необходимым для этого компетенциям определяются нормативным документом – профессиональным стандартом.
Готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности – есть квалификация. Квалификация - это результат освоения образовательных программ, жизненного опыта.
Сертификация — это процедура подтверждения соответствия квалификации требованиям профессиональных стандартов, осуществляющаяся через комплексную и объективную оценку квалификации. Определений сертификации много, но их смысл сводится к одному: выявить, что человек знает, понимает и умеет делать, оценить эти результаты, определить соответствие с Национальной рамкой квалификаций и профессиональными стандартами и принять решение о присуждении профессиональной квалификации и выдаче соответствующего сертификата.
Сертификация квалификаций — это механизм, определяющий соответствие специалистов требованиям профессиональных стандартов, система оценки на основании единых, общепринятых, объективных критериев. Это процесс присвоения статуса специалистам согласно их знаниям, полученным в процессе обучения и профессиональной деятельности.
В основе сертификации, лежат результаты обучения, которые понимаются как совокупность знаний, понимания, опыта и умений – компетенции, и могут быть продемонстрированы по завершению обучения. При этом компетенции могут быть получены как в процессе формального образования, так и неформального и спонтанного обучения.
Компетенции отражаются в профессиональных стандартах и группируются в квалификации. Каждая квалификация, в свою очередь, относится к определенному уровню. При оценке в рамках процедуры сертификации устанавливается соответствие или несоответствие требованиям профессиональных стандартов, после чего выдается или не выдается соответствующий сертификат.
Сертификация - это подтверждение независимым компетентным органом того, что результаты обучения (знания, умения, опыт - компетенции), освоенные человеком в рамках формального, неформального или спонтанного обучения прошли оценку и соответствуют требованиям профессиональных стандартов. Сертификация подтверждает компетентность специалиста современным требованиям работодателей и нормативным документам.
В настоящее время все работы, встречающиеся на предприятиях, отличаются большим разнообразием, определяются степенью сложности и ответственности их выполнения и ранжируются на 8 уровней. Уровень работника является показателем уровня его квалификации.
Результаты сертификации квалификаций могут обеспечить:
- признание квалификации независимо от способа их получения;
- расширение возможности трудоустройства;
- сокращение сроков профессиональной подготовки и обучения.
Преимущества сертифицированных специалистов:
- документальное подтверждение независимой организацией квалификации и профессионального мастерства;
- гарантия качества в области профессиональной деятельности;
- персональное преимущество для карьерного роста;
- повышение конкурентоспособности в области предоставляемых услуг;
- обеспечение потребности организаций в квалифицированных специалистах;
- уверенность в собственных возможностях, доверие руководства и уважение коллег.
Формальное образование или обучение — обучение, осуществляемое в специально организованной и структурированной с точки зрения целей, времени и ресурсов среде (в учебном заведении, на предприятии). Является целенаправленным со стороны обучающегося и приводит к выдаче диплома/сертификата.
Неформальное обучение — обучение, осуществляемой в ходе спланированной деятельности, которая формально обучением не является (с точки зрения целей, времени или поддержки обучения). Неформальное обучение также является целенаправленным со стороны обучающегося.
Спонтанное обучение — обучение в ходе повседневной жизни, в семье, на работе и т.д. Не организовано и не структурировано с точки зрения целей, времени или поддержки обучения. Как правило не является целенаправленным со стороны обучающегося.
* Содержание этой публикации не отражает официальное мнение Европейского Союза. Ответственность за информацию и мнения, выраженные в статье, полностью лежит на ее авторе Ассоциации «Казахстан Су Арнасы».
|